В рамках государственной Программы Российской Федерации «Доступная среда» на  2011 -2020 годы в БДОУ г. Омска  «Детский сад № 278 компенсирующего вида» были проведены мероприятия по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное дошкольное образование, полноценное участие в общественной жизни.

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее -дети с ОВЗ)

Социальный мультфильм "Про Диму"

Что такое  ОВЗ? Это — ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: с расстройством поведения и общения, с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с отсталостью умственного развития, с задержкой психического развития.

Основные положения и понятия, закрепленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

Индивидуальный учебный план учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В детском саду разработаны и утверждены следующие документы и локальные акты :

  1. Приказ руководителя Учреждения (образец) о назначении оператора образовательной организации по работе с единой базой учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (ознакомиться)

2. Обязательство о неразглашении конфиденциальной информации (персональных данных), не содержащих сведений, составляющих государственную тайну (ознакомиться)

3. Положение о порядке организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (ознакомиться)

4. Порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану (ознакомиться)

5. Приказ руководителя (образец) об обеспечении реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида (ознакомиться)

6. Приказ руководителя (образец) о создании специальных условий для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья группы (ознакомиться)

7. Информация об условиях организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей — инвалидов (ознакомиться)

В период реализации Программы изучена нормативно-правовая документация и интернет ресурсы:

Проект «Карта возможностей особого ребенка»

Условия питания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов

Питание воспитанников с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов,  

в БДОУ г. Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» организовано в соответствии:

— Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания»;

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

—  уставом БДОУ г. Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида».

В Учреждении организовано сбалансированное 6-ти разовое питание, в соответствии с разработанным и утвержденным меню не менее, чем на две недели.

            Важнейшим условием правильной организации питания обучающихся, в том число инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья, является  строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляется  администрацией Учреждения и старшей медицинской сестрой.

Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств, осуществляется медицинский контроль условий хранения продуктов и сроков их реализации, санитарно-эпидемиологический контроль работы пищеблока и организации обработки посуды. Учреждение информирует родителей (законных представителей) об ассортименте питания воспитанников, вывешивая ежедневное меню, как перед пищеблоком, так и в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда, объем порции, возрастная категория детей.

Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. При постановке продуктов строго отслеживается наличие сертификатов качества. В Учреждении имеется вся необходимая документация по организации детского питания. На пищеблоке имеется бракеражный журнал, журнал здоровья работников пищеблока, журнал контроля за температурным режимом холодильников.

Создание отдельного меню для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья (другой категории)  не осуществляется, в связи с конструктивными особенностями здания Учреждения.

Подробно с организацией питания воспитанников в Учреждении можно ознакомиться на странице «Основные сведения об организации» в разделе «Материально- техническое обеспечение образовательного процесса»

Условия охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов

Планирование и проведение работы по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в Учреждении осуществляется старшей медицинской сестрой которая осуществляют контроль за здоровьем обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, дают направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, кабинета оказания доврачебной помощи.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

В Учреждении с целью охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья, проводятся следующее мероприятия:

режим дня обучающихся в Учреждении, с обязательным учетом возраста обучающихся, в том число инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В режиме обязательно отражаются: время приема пищи, прогулок, дневного сна; составляется сетка занятий для каждой возрастной группы обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья, проведением закаливающих мероприятий обучающихся, в том число инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья.

осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

Подробно с организацией медицинского сопровождения воспитанников в Учреждении можно ознакомиться на странице «Основные сведения об организации» в разделе «Материально- техническое обеспечение образовательного процесса»

В Учреждении имеются физкультурный, музыкальный зал, где находится все  необходимое оборудование для организации занятий по физической культуре.  

   С обучающимися, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с ЗПР.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Во время проведения образовательной, коррекционной деятельности для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Для разъяснения отдельных вопросов по образовательной деятельности  старшим воспитателем проводятся групповые и индивидуальные консультации для педагогов. Для информирования родителей (законных представителей) имеется сайт Учреждения.

Доступная среда для маломобильных групп населения

Маломобильные группы населения (МГН) – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг и информации, при ориентировании в пространстве: инвалиды всех групп и категорий, дети и беременные женщины, люди с временными нарушениями здоровья, люди с избыточным весом, люди старших возрастов, родители с детскими колясками. (ознакомиться)

Для создания доступной среды в условиях Учреждения:

Составлен Акт экспертной оценки объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (ознакомиться) 

Разработан Паспорт доступности  объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения № 085 (ознакомиться) 

Прослушали семинары на тему «Обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов» организованные Министерством труда и социального развития Омской области

Разработали должностные инструкции ответственного сотрудника за организацию работы по обеспечению доступности объекта, услуг и инструктажа персонала в учреждении

Сформирована Политика обеспечения условий доступности бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» и услуг в сфере дошкольного образования для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также оказания им при этом необходимой помощи  (ознакомиться) 

Расширен штат учреждения, добавлены ставки учителей – логопедов, педагогов – психологов,  ассистентов.

Согласованы и утверждены Положения, регламентирующие деятельность администрации и сотрудников.

Приказом руководителя бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 278 компенсирующего вида» назначены ответственные за:

организацию работы по обеспечению условий доступности объекта для

 детей — инвалидов завхоз Донцова Ольга Викторовна

организацию работы по обеспечению условий доступности услуг
в сфере дошкольного образования для детей — инвалидов

старший воспитатель Первова Марина Геннадьевна

Для обеспечения доступа в здание и внутренние помещения инвалидов и других маломобильных групп населения, а также оказания им при этом необходимой помощи:

Создание доступной среды в здании и на территории Учреждения

установлен пандус

 с соблюдением нормативных требований

оформлена дорожка для движения маломобильных групп населения

расширены дверные проемы и установлены новые двери

размещен комплект информационных указателей, ориентиров и сигнальных знаков для движения маломобильных групп населения

благоустроены гигиеническая комната и туалетное помещение

В группы приобретены:

столы для рисования песком

прозрачные двусторонние мольберты

ленточные математические столы

крупный блочный конструктор

интерактивные столы для занятий с детьми ОВЗ

Это важно знать!

Уважаемые посетители!

 Если Вы заранее сообщите о дате и времени своего визита по телефону:

 8 (3812) 57-03-40,

   то вас будут ждать у ворот ДОУ,

 незамедлительно проводят в

 здание и внутренние помещения детского сада.

 В целях антитеррористической безопасности находящихся в здании

 воспитанников и сотрудников, при себе необходимо иметь документ,

 удостоверяющий Вашу личность

 и личность Вашего сопровождающего или сопровождаемого.

                                                                                                  Администрация ОУ